Preview

Эндокринная хирургия

Расширенный поиск

Изменение регуляторной роли лиганда 1 белка программируемой клеточной смерти (PD-L1) при разных фенотипах ожирения

https://doi.org/10.14341/serg12868

Аннотация

Актуальность. Лиганд 1 белка программируемой клеточной смерти (PD-L1) играет значительную роль в ускользании опухоли от иммунного ответа. Однако иммуносупрессивное действие PD-L1 связано и с позитивными эффектами: формирование иммунной толерантности кишечной стенки и ее защита от аутоиммунного повреждения, а также ограничение воспаления в жировой ткани при ожирении. Учитывая, что ожирение ассоциировано с вялотекущим системным воспалением, изменением состава кишечного микробиома и проницаемости кишечной стенки, интерес представляет регуляторная роль PD-L1 у пациентов с различными метаболическими фенотипами ожирения.

Материалы и методы. Обследовано 149 здоровых доноров, 70 пациентов с метаболически здоровым ожирением (МЗО) и 84 пациента с метаболически нездоровым ожирением (МНЗО). В крови участников исследования определяли концентрации PD-L1, про- и противовоспалительных цитокинов, а также метаболитов триптофана, представляющих сигнальные молекулы в системе «организм-хозяин — микробиом». Также определяли содержание метаболитов триптофана в кале.

Результаты. Концентрация PD-L1 не различалась у здоровых доноров и пациентов с ожирением вне зависимости от метаболического фенотипа. Однако ожирение сопровождалось изменением взаимосвязей между PD-L1 и цитокинами, PD-L1 и метаболитами триптофана. В контрольной группе наблюдалась слабая ассоциация PD-L1 с IL-10 (rs =0,224, p<0,01) и TNFα (rs =0,222, p=0,01), что демонстрирует роль PD-L1 в поддержании баланса про- и противовоспалительных цитокинов у здоровых доноров. МЗО приводило к появлению положительной связи между PD-L1 и индолами кала: индол-карбоксальдегидом (rs =0,369, p><0,05), индол-ацетатом (rs =0,365, p><0,05) и индол-акрилатом (rs =0,356, p><0,01). Подобное указывает на протективную роль микробиоты в формировании противовоспалительного потенциала кишечника и может быть одним из механизмов снижения кишечной проницаемости, характерной для пациентов с МЗО. У пациентов с МНЗО содержание PD-L1 коррелировало с концентрацией хинолиновой кислоты в кале (rs =0,369, p><0,05) и индол-карбоксальдегида в крови (rs =0,311, p><0,05). Появление ассоциации PD-L1 с уровнем индолов микробного происхождения в крови может указывать на несостоятельность протективного эффекта микробиоты на кишечную стенку и увеличение кишечной проницаемости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ожирение связано с появлением ассоциации PD-L1 с содержанием метаболитов кишечной микробиоты в крови и кале. При этом у пациентов с МЗО подобные изменения указывают на протективное действие микробиоты на поддержание иммунной толерантности кишечной стенки, тогда как при МНЗО свидетельствуют об увеличении ее проницаемости. Подобные наблюдения помогают приблизиться к пониманию роли ожирения в развитии онкологических и аутоиммунных патологий. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: PD-L1; метаболически здоровое ожирение; метаболически нездоровое ожирение> ˂ 0,01) и TNFα (rs =0,222, p=0,01), что демонстрирует роль PD-L1 в поддержании баланса про- и противовоспалительных цитокинов у здоровых доноров. МЗО приводило к появлению положительной связи между PD-L1 и индолами кала: индол-карбоксальдегидом (rs =0,369, p ˂ 0,05), индол-ацетатом (rs =0,365, p ˂ 0,05) и индол-акрилатом (rs =0,356, p ˂ 0,01). Подобное указывает на протективную роль микробиоты в формировании противовоспалительного потенциала кишечника и может быть одним из механизмов снижения кишечной проницаемости, характерной для пациентов с МЗО. У пациентов с МНЗО содержание PD-L1 коррелировало с концентрацией хинолиновой кислоты в кале (rs =0,369, p ˂ 0,05) и индол-карбоксальдегида в крови (rs =0,311, p ˂ 0,05). Появление ассоциации PD-L1 с уровнем индолов микробного происхождения в крови может указывать на несостоятельность протективного эффекта микробиоты на кишечную стенку и увеличение кишечной проницаемости.

Заключение. Ожирение связано с появлением ассоциации PD-L1 с содержанием метаболитов кишечной микробиоты в крови и кале. При этом у пациентов с МЗО подобные изменения указывают на протективное действие микробиоты на поддержание иммунной толерантности кишечной стенки, тогда как при МНЗО свидетельствуют об увеличении ее проницаемости. Подобные наблюдения помогают приблизиться к пониманию роли ожирения в развитии онкологических и аутоиммунных патологий.

Об авторах

И. М. Колесникова
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России
Россия

Москва



О. П. Шатова
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России
Россия

Москва



С. А. Румянцев
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России
Россия

Москва



А. В. Шестопалов
ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России
Россия

Москва



Рецензия

Для цитирования:


Колесникова И.М., Шатова О.П., Румянцев С.А., Шестопалов А.В. Изменение регуляторной роли лиганда 1 белка программируемой клеточной смерти (PD-L1) при разных фенотипах ожирения. Эндокринная хирургия. 2023;17(4):45. https://doi.org/10.14341/serg12868

For citation:


Kolesnikova I.M., Shatova O.P., Rumyantsev S.A., Shestopalov A.V. Change in the regulatory role of ligand 1 of the protein of programmed cell death (PD-L1) in different phenotypes of obesity. Endocrine Surgery. 2023;17(4):45. (In Russ.) https://doi.org/10.14341/serg12868

Просмотров: 375


ISSN 2306-3513 (Print)
ISSN 2310-3965 (Online)