Клиническая лекция 
Интраоперационный нейромониторинг находит все более широкое применение при оперативных вмешательствах на щитовидной и околощитовидных железах как метод, позволяющий уменьшить количество повреждений гортанных нервов при хирургических вмешательствах. В настоящее время с помощью постоянного мониторинга возможно интраоперационно в режиме реального времени оценивать сохранность функции гортанных нервов. В статье, основываясь на опыте выполнения в клинике 1065 оперативных вмешательств с использованием нейромониторинга, мы подробно описываем методику выполнения интраоперационного нейромониторинга гортанных нервов: от особенностей анестезиологического пособия и постановки эндотрахеальной трубки до алгоритма поиска неисправности при потере электромиографического сигнала. Кроме того, в ней также даны объяснения электромиографических показателей, таких как амплитуда сигнала, латентность, порог, LOS (потеря сигнала), и приведены основные источники литературы, посвященные данной проблеме.
На сегодняшний день наблюдается “пандемия” так называемых инциденталом надпочечников. Частота выявления инциденталом составляет около 4–6% в общей популяции и 9–13% среди пациентов с диагностированными онкологическими заболеваниями и, очевидно, будет увеличиваться по мере совершенствования визуализирующих методов диагностики и повышения их доступности. С помощью современных аппаратов компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной томографии (МРТ) и использования уже разработанных и стандартизованных протоколов исследования надпочечников в большинстве случаев можно выставить точный диагноз. Таким образом, ключевую роль в определении природы образований надпочечников и соответственно дальнейшей тактики ведения играет специалист лучевой диагностики.
Однако в реальной клинической практике складывается иная ситуация. С одной стороны, зачастую не соблюдаются протоколы исследования и, как следствие, заключения рентгенологов в случае наличия образования надпочечников носят либо примитивный описательный характер – “образование правого надпочечника 3 см”, либо неграмотный. С другой стороны, даже когда описание исследования выполнено корректно, в большинстве случаев клиницист не знает, почему именно это исследование необходимо проводить, какие у него преимущества перед другими методами визуализации и как интерпретировать описание и заключение.
Учитывая высокую распространенность инциденталом надпочечников и сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы клинический врач владел базовыми знаниями о визуализации надпочечников, а также хорошо разбирался в возможностях различных визуализирующих методов.
В статье представлен полный обзор современных данных о преимуществах и недостатках КТ, МРТ и позитронно-эмиссионной томографии в дифференциальной диагностике образований надпочечников, описаны evidence-based протоколы исследований надпочечников, а также дана критическая оценка техникам, которые не должны использоваться в настоящее время.
Клиническая практика 
Актуальность. Терапия радиоактивным йодом – альтернатива хирургическому методу лечения тиреотоксикоза, обусловленного болезнью Грейвса (БГ) и одноузловым/многоузловым токсическим зобом (ОТЗ/МТЗ). К настоящему времени не существует общепринятого алгоритма радиойодтерапии (РЙТ) тиреотоксикоза.
Цель: оценить результат применения I131 при тиреотоксикозе с использованием фиксированной активности 550 МБк, а также изучить факторы, влияющие на результаты лечения.
Методы. Мы изучили результаты назначения фиксированной активности 550 МБк I131 у 38 пациентов (35 женщин и 3 мужчины) с тиреотоксикозом. Пациенты были разделены на две группы – имевших БГ и ОТЗ/МТЗ. Отмена антитиреоидных препаратов проводилась за 7–14 дней до проведения РЙТ. Период наблюдения варьировал от 6 до 8 мес, в среднем составил 6,6 ± 0,4 мес.
Результаты. В целом по изучаемой группе через полгода после проведения РЙТ 23 пациента (61%) достигли гипотиреоза, у 7 пациентов (18%) наблюдался эутиреоз, тиреотоксикоз сохранялся у 8 пациентов (21%). У пациентов с БГ наступление гипотиреоза было значительно более частым, чем у пациентов с ОТЗ/МТЗ (75 vs 35,7% соответственно, p < 0,001). При ОТЗ/МТЗ была также выше частота эутиреоза (28,6 vs 12,5%). Предикторами положительного ответа на лечение являлись объем щитовидной железы (<30 мл для женщин, <40 мл для мужчин) и молодой возраст (до 35 лет). Значимого влияния на результат лечения длительности тиреотоксикоза, уровня антител к рецептору тиреотропного гормона не выявлено.
Выводы. В исследовании показано, что при РЙТ фиксированной активностью 550 МБк I131 эффективность лечения различна при БГ и ОТЗ/МТЗ. Помимо того, на результат лечения влияли возраст пациентов и объем щитовидной железы, что необходимо учитывать при планировании РЙТ. Необходимо продолжить изучение эффективности и безопасности РЙТ на большем числе клинических наблюдений и более длительном периоде наблюдения. В целях повышения эффективности РЙТ тиреотоксикоза целесообразна персонализация тактики лечения с учетом клинических факторов, а также применение in vivoдозиметрического планирования при расчете терапевтической активности.
В последние годы значительно увеличилась выявляемость различных опухолей надпочечников. Несмотря на то что при последующем гистологическом исследовании большинство опухолей оказываются доброкачественными, адреналэктомия продолжает оставаться стандартным объемом оперативного лечения. Выполнение органосохраняющих операций позволило бы избежать осложнений, связанных с гормональной недостаточностью после удаления надпочечника.
Цель: сравнение результатов различных объемов операций при опухолях надпочечников.
Материал и методы. Проведена оценка непосредственных результатов лечения 237 пациентов с различными опухолями надпочечников. 206 пациентам была выполнена адреналэктомия, 31 пациенту – резекция надпочечника с опухолью. Проанализированы интраоперационные и послеоперационные осложнения, проведена оценка гормонального статуса пациентов в зависимости от объема оперативного лечения. Также оценены отдаленные результаты 141 пациента, перенесшего адреналэктомию, и 30 пациентов после органосохраняющей операции. Проанализирована частота рецидивов, проведена оценка гормонального статуса пациентов и эффективности лечения.
Результаты. При выполнении органосохраняющих операций риск интраоперационных осложнений не увеличивается. У всех пациентов с гормонально активными опухолями в раннем послеоперационном периоде снижался патологически повышенный уровень гормонов и имелась тенденция к регрессу клинических проявлений заболевания. Возникновение местного рецидива возможно и при том, и при другом объеме оперативного вмешательства. Частота местных рецидивов сопоставима в обеих группах и не превышает 3,33%. Стойкая надпочечниковая недостаточность после операции отмечалась только у пациентов с кортикостеромами. При этом не имел значения объем операции. При двусторонних образованиях после выполнения адреналэктомии с одной стороны и резекции надпочечника с другой необходимости в заместительной терапии не было.
Выводы. Выполнение органосохраняющих операций в отсутствие дооперационных признаков злокачественности целесообразно у пациентов с опухолями надпочечников.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License (CC BY-NC-ND 4.0).
ISSN 2310-3965 (Online)