Preview

Эндокринная хирургия

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2008)
https://doi.org/10.14341/2306-3513-2008-1

6-9 796
Аннотация
Акромегалия — редкое, тяжелое заболевание, обусловленное хронической гиперпродукцией соматотропного гормона (СТГ), основной причиной которой, до 95% случаев, является аденома гипофиза (соматотропинома). Это "коварное” медленно прогрессирующее заболевание, период от начала которого до установления правильного диагноза может составлять от 7 до 15 и более лет [4, 13]. Изменения, которые развиваются при акромегалии, являются результатом либо непосредственного воздействия СТГ, либо инсулиноподобного ростового фактора (ИРФ-1), который образуется в печени, а также локально в периферических тканях под влиянием СТГ [12]. Частота встречаемости акромегалии составляет около 6-7 случаев на 100.000 населения, ежегодно фиксируется приблизительно 3-4 новых случая этого заболевания на 1 миллион населения [4, 10]. Заболевание, кроме выраженных косметических изменений внешности, приводит к значительным изменениям метаболизма, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем [6, 7, 8]. Кроме того, для акромегалии характерно повышение риска развития онкологических заболеваний, преимущественно желудочно-кишечного тракта, наиболее частым из которых является рак толстой кишки [5]. Все эти изменения при отсутствии лечения могут приводить к увеличению частоты летальности до 10 раз, по сравнению с контрольной популяцией [11]. Вместе с тем, своевременная диагностика и лечение позволяют снизить смертность при акромегалии до сравнимой с таковой в популяции. Следует отметить, что при акромегалии клиническая картина определяется не только изменениями, вызванными повышенным уровнем СТГ, но также и локальным воздействием самой опухоли на окружающие структуры, что чаще всего может проявляться зрительными, глазодвигательными нарушениями [4]. В настоящее время при акромегалии применяются следующие методы лечения: хирургический и медикаментозная терапия (аналоги соматостатина, антагонисты рецепторов гормона роста, агонисты дофамина), реже применяется лучевая терапия (дистанционная гамма-терапия, радиохирургия) [12]. Эффективность перечисленных методов лечения различна, но следует признать, что большинство клиницистов придерживается той точки зрения, что методом выбора является хирургическое лечение [4, 12]. Хирургический метод включает транскраниальное, а также трансназальное транссфеноидальное удаление аденом гипофиза (с использованием либо микроскопической техники, либо эндоскопа). В настоящее время трансназальному удалению отдается предпочтение, как менее инвазивному и травматичному методу.
10-14 515
Аннотация
Операция на щитовидной железе — признанный метод лечения больных диффузным токсическим зобом (ДТЗ), широко применяемый в России, Японии и странах Восточной Европы. Некоторые зарубежные авторы рекомендуют расширять показания к хирургическому лечению, так как это наиболее быстрый способ избавления от тиреотоксикоза [17,22,24]. Однако в настоящее время нет единой точки зрения относительно объема операции при ДТЗ.
15-19 992
Аннотация
Гнойно-некротические поражения тканей стопы у больного сахарным диабетом представляют собой грозные осложнения, влекущие за собой тяжелые последствия: от высокой ампутации нижней конечности до смерти пациента. При этом повсеместно наблюдается тенденция роста количества больных с синдромом диабетической стопы, доля которых составляет в России 4-10% и в США 3-8% от числа всех больных сахарным диабетом [1, 2]. Сочетание гнойно-некротических поражений с критической ишемией нижней конечности практически не оставляет шансов на сохранение последней. Количество больных с нейроишемической формой поражения постоянно растет и достигло уже 40% в структуре синдрома диабетической стопы [3]. Как правило, эти больные обременены тяжелым возом сопутствующих заболеваний, резко повышающих риск хирургического лечения и ставящих под сомнение возможность проведения анестезиологического пособия. Приведенные факторы в течение длительного периода времени обусловили доминирование больших ампутаций нижних конечностей у этой категории больных. Статистика последних лет показывает, что по поводу гнойно-некротических осложнений сахарного диабета выполняется от 57000 до 125000 больших ампутаций в год или 150 ампутаций в день [4]. Сложившийся страх хирургов перед органосохраняющими операциями на стопе при критической ишемии да еще на фоне сахарного диабета вполне закономерен, так как доля неудовлетворительных результатов была очень высокой. Существенное значение также имело отсутствие на предыдущих этапах развития хирургии современных возможностей и сдержанное отношение хирургов к применению имеющихся методов сосудистой хирургии у больных с сахарным диабетом. Считалось, что при сахарном диабете реконструктивные сосудистые операции не показаны, так как при этом заболевании преобладает поражение малых сосудов или микроциркуляторного русла. Однако по данным ряда исследований пациентам с сахарным диабетом можно с успехом выполнять операции по восстановлению проходимости артерий нижних конечностей, а их эффективность намного выше и отдаленные результаты лучше, чем при медикаментозном лечении [5, 6, 7]. Кроме того, хирургическая реконструкция артерий у больного с язвенным дефектом стоп ишемического происхождения значительно повышает вероятность заживления последнего [1, 8]. Успешное выполнение внутрисосудистых коронарных операций открыло возможности для выполнения хирургической коррекции другого жизнеугрожающего проявления атеросклероза критической ишемии нижних конечностей [9]. За последние годы появились сообщения о хорошем лечебном эффекте чрескожной транслюминальной баллонной ангиопластики при критической ишемии нижней конечности у больных сахарным диабетом [10, 11, 12, 13].
20-22 469
Аннотация
Несмотря на вековую историю хирургии щитовидной железы и накопленный огромный опыт ряд вопросов, касающихся проблем рецидивного зоба не нашли своего окончательного решения (2,7,12,14,17,18). Рецидивный зоб (РЗ) один из возможных вариантов неблагоприятного исхода после проведения операции на щитовидной железе (ЩЖ). Интересным можно считать тот факт, что до сегодняшнего дня нет определения понятия — «рецидивный зоб». Ни в одну из общепринятых и признанных классификаций заболеваний ЩЖ рецидивный зоб как заболевание не входит.
23-24 398
Аннотация
Раневой процесс имеет сложный механизм, базирующийся на индуцировании хемотаксиса, синтеза экстрацеллюлярного матрикса и образования рубцовой ткани. Заживление острых ран предполагает смену четырех основных фаз: гемостаза, воспаления, пролиферации и ремоделирования. При хронических раневых дефектах, к которым относятся язвенные дефекты при синдроме диабетической стопы, имеет место полное или значительное нарушение нормального течения раневого процесса. Это может быть связано как с диабетом per se, так и наличием инфекционного воспаления и/или нарушением кровотока. Соответственно раневой процесс «застревает» на фазе воспаления и/или пролиферации, что в значительной степени замедляет заживление и приводит к длительно незаживающим раневым дефектам. Среди комплексных мер по ведению больных с хроническими ранами обработка раневого ложа является если не ключевой, то абсолютно необходимой составляющей лечебной тактики. Именно обработка раневого дефекта позволяет перевести рану из состояния хронического «застоя» в активную фазу, стимулирует образование факторов роста, необходимых для формирования грануляционной ткани и готовности раны к пластике и/или первичному заживлению, особенно это актуально у больных сахарным диабетом с синдромом диабетической стопы. На сегодняшний день применяются различные методы обработки раневого ложа в том числе: аутолитический, энзиматический, осмотический, биологический, механический и хирургический. При использовании первых трех вышеперечисленных методов очищения раны происходит селективное удаление фибринового налета без повреждения здоровых тканей. Для полного очищения раневого ложа при таких методах обработки требуется достаточно большое количество времени, иногда исчисляемое неделями. Кроме того, когда имеются нежизнеспособные ткани, участки некроза, слишком плотные фибриновые наслоения, данные типы обработки ран могут применяться только в сочетании с хирургическим воздействием. Хирургическая обработка раны является наиболее радикальным и быстрым способом удаления некротических тканей, но вместе с этим и механический и хирургическийметод обработки ран не обладают селективностью, поскольку в ходе их применения происходит травматизация и удаление здоровых тканей, что увеличивает объем раневого поражения и сопровождаются выраженной болевой реакцией. Биологические методы очистки ран весьма эффективны, однако также имеют ряд особенностей, ограничивающих их широкое применение.
25-28 498
Аннотация
Гинекомастия — полиэтиологический синдром, проявляющийся увеличением (односторонним или двусторонним) в размерах грудных желез у мужчин. Причины изменения баланса мужских и женских половых гормонов крайне разнообразны и положены в основу предлагаемой нами классификации синдрома гинекомастии.
29-39 800
Аннотация
Нейропатия одно из самых частых хронических осложнений сахарного диабета (СД), выявляемое почти у 50 % пациентов [27, 50, 77, 166]. Клинические проявления широко варьируют и могут затрагивать разные специальности от дерматологии до подиатрии, от урологии до кардиологии. Диабетическая нейропатия (ДН) наличие симптомов и/или признаков дисфункции периферической нервной системы у лиц с СД при исключении других возможных причин [23]. Диагноз нейропатии не может быть установлен без предварительного и тщательного клинического обследования, при этом отсутствие симптомов не говорит об отсутствии нейропатии, поскольку часто встречается бессимптомная нейропатия. Важность исключения других причин развития ДН была подчеркнута в Рочестерском исследовании, в котором примерно 10% больных СД имели нейропатии другой, не связанной с СД, этиологии [50]. Диагноз ДН правомочен при наличии минимум двух отклонений (наличие симптомов, нарушение чувствительности, нарушение нервной проводимости, изменения количественных сенсорных или автономных тестов) [54].


ISSN 2306-3513 (Print)
ISSN 2310-3965 (Online)